Новая карта России в 2012: оптимистический сценарий
Наталья Зубаревич
Фото: positive96.ru
Привычная карта страны меняется. Речь не идет о границах – Россия не развалится, как бы этим не пугали. Единственный вопрос – останутся ли Кавказские горы на карте страны. Но это больше зависит от политики федеральных властей, чем от жителей республик Северного Кавказа, подавляющее большинство которых чувствует себя россиянами. Крики «хватит кормить Кавказ» не утихнут до тех пор, пока федеральные власти не скажут честно, как и кого они «кормят».
В 2011 г. 25% всех инвестиций из федерального бюджета получили Краснодарский и Приморский края (читай – Олимпиада в Сочи и саммит АТЭС во Владивостоке), всем республикам Северного Кавказа досталось 10,7%, а небедной Москве – почти столько же (10,1%). Так кого же кормит Кремль? Еще одно сравнение – в 2012 г. из бюджета Москвы на решение транспортной проблемы планируется потратить в два раза больше денег, чем федеральный бюджет расходует на все трансферты в республики Северного Кавказа. Хотелось бы, чтобы выделенные средства тратились разумно и прозрачно. На Кавказе с этим большие проблемы. А в других регионах намного лучше? Без модернизации управления всей страной проблем Кавказа не решить.
Границы страны вряд ли изменятся, но карта будет иной. Она покажет не территорию страны, полупустую и плохо обустроенную, а ее население, гораздо более концентрированное. Знают ли в Кремле, что каждый пятый россиянин (21%) живет в городах-миллионниках, включая федеральные, и в близких к ним по численности населения? Если взять за нижнюю границу города-полумиллионники, то в крупнейших городах живет почти каждый третий житель страны (31%). Это другое население – более образованное, молодое и мобильное, именно здесь концентрируется средний класс. И это другое качество жизни – с более развитой инфраструктурой и доступным интернетом, отмиранием крепостной привязки к единственному рабочему месту. Доля более модернизированного населения растет, ведь миграции в России стабильно направлены из периферии в крупные и крупнейшие города.
Получается, что традиционная географическая карта с маленькими кружками городов обманывает всех. Пора вывешивать в кабинетах Кремля и Белого дома другую – с огромной Московской столичной агломерацией (13% населения или каждый восьмой житель России) и как минимум десятком других крупных агломераций. Карта, построенная не по территории, а по численности населения (ее называют анаморфозой), показывает властям, что в стране велика доля образованного, более мобильного и обеспеченного городского населения. Такой электорат долго зомбировать невозможно, это уже показали московские митинги на Болотной площади и проспекте Сахарова.
На новой карте страны более четко обозначатся границы регионов. Для этого есть две причины. Первая – децентрализация управления как вынужденная реакция федеральных властей на неэффективность «вертикали». Пока предполагается передача регионам второстепенных полномочий (санитарно-эпидемиологических, экологических, охраны памятников и т.д.) с сохранением контроля федеральных министерств и ведомств. Но имитация децентрализации не поможет. Возможно, уже в 2012 г. придется передавать регионам больше налоговых ресурсов и полномочий, чтобы они могли управлять своим развитием и отвечать за результаты. Риски немалые, результаты будут разными, но только децентрализация дает шанс на развитие регионам с конкурентными преимуществами и лучшим качеством управления.
Вторая причина – возврат выборности глав регионов. Пока предложены имитационные процедуры в виде президентского «фильтра» кандидатов в губернаторы. Однако возможности имитации выборов ограничены – голосовать-то будут жители, а в крупных городах больше сердитых. Вряд ли результаты голосования будут комфортными для властей: город-миллионник сильно отличается от Кущевки. А если восстановятся конкурентные муниципальные выборы вместо контролируемых региональными властями назначений сити-менеджеров, это позволит крупным городам создать более продвинутую систему муниципального управления. В результате, при децентрализации ресурсов и полномочий, восстановлении процедуры выборов изменится карта России. Она станет еще более поляризованной – от управляемых по-старому регионов и периферийных муниципалитетов с пассивным электоратом до ареалов региональной модернизации. Их первоначально будет немного, но лиха беда начало...
Оптимистический сценарий 2012 года будет очень жестким – либо жители осознанно голосуют на выборах, пытаясь улучшить систему власти в регионах, либо «голосуют ногами», перемещаясь туда, где больше шансов на самореализацию. Те, кто не голосует никак – ни бюллетенями, ни «ногами», заведомо проигрывают. И это честный результат: «как потопаешь, так и полопаешь».