ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ УПРАВДОМОВ ПРИВЕДЕТ К СРАЩИВАНИЮ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ
14.02.2014 ГОРОДСКАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ
Усиление административного контроля приведет только к дальнейшему сращиванию бизнеса по управлению недвижимостью и власти.
Автор: Aleksandr Schemlyaev / Russian Look
Получить лицензию на управление многоквартирного дома сможет практически любая компания, которая сдаст квалификационный экзамен. Но лицензия не гарантирует дальнейшего качества предоставляемых услуг, поэтому россияне должны будут контролировать деятельность УК сами. С вопросом, сможет ли лицензирование навести порядок в сфере управления многоквартирными домами портал "РБК-Недвижимость" обратился к чиновникам, участникам рынка и экспертам.
Кто останется на рынке
Министерство строительства и ЖКХ (Минстрой) надеется, что в ближайшее время Государственная Дума РФ примет закон о лицензировании УК, чтобы решить проблемы с управлением многоквартирными домами. По мнению главы Минстроя Михаила Меня, у компаний достаточно времени для подготовки к экзаменам, которые начнутся с сентября 2014г. "Если этот год они будут вести себя нормально, относиться к жителям по-человечески, то экзамены пройдут практически все", - добавляет он.
Как сообщал ранее портал "РБК-Недвижимость", в соответствии с планами правительства, с 1 мая 2015г. будет введен полный запрет на управление многоквартирным домом без лицензии. Выдавать лицензию для управляющих компаний будет специальный орган - госжилнадзор региона или жилинспекция. До 1 июля 2014г. планируется принять все нормативно-правовые, подзаконные акты. С 1 сентября текущего года уже планируется начать выдачу лицензий, в том числе начать проведение экзаменов для будущих директоров управляющих компаний.
В результате лицензирования с рынка уйдет много недобросовестных поставщиков услуг
По словам министра, лицензироваться не будут ТСЖ, управляющие одним домом, но если они обслуживают несколько домов, то это уже скрытые УК, поэтому лицензирование в отношение таких товариществ должно быть. "Лицензирование только даст толчок к развитию однодомовых ТСЖ. Мое глубокое убеждение, что нужно двигаться в сторону ТСЖ, так как люди сами их создают и сами отвечают за свой дом", - говорит он.
Руководитель главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" Александр Коган положительно относится к идее Минстроя. По его предположению, в результате лицензирования с рынка уйдет много недобросовестных поставщиков услуг. "Мы знаем, как они уходят от ответственности, банкротятся через год, регистрируются в офшорных зонах. Из-за того, что они уйдут с рынка, уступив место профессионалам, мы лично не расстроимся: мы каждый день сталкиваемся с тем, какое наплевательское отношение к проблемам граждан бывает у управляющих организаций", - говорит он.
Чиновников поддерживает и гендиректор компании "ПИК-Комфорт", управляющей многоквартирными домами застройщика ГК "ПИК", Виктор Спасский. Он уверен, что данная мера может привести к улучшению ситуации в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг и избавлению рынка от недобросовестных управляющих компаний. Но то, кто останется на рынке, будет зависеть от степени заинтересованности уполномоченных лиц и жесткости подхода со стороны власти на местах к недобросовестным компаниям, от критериев лишения лицензии. "В качестве критерия надо вводить не абсолютный показатель количества нарушений, а относительный с учетом метража в обслуживании", - считает он.
Как сейчас борются с недобросовестными УК
По словам Александра Когана, власти уже сейчас, до принятия закона, пытаются решить проблему с некачественным оказанием услуг в сфере ЖКХ. Так, например, Госжилинспекция Московской области выявила более 200 нарушений жилищного законодательства в деятельности компании "Губернский", управляющей 21 домом в Чехове. В отношении УК возбуждены 42 административных дела, ей грозит штраф свыше 1,5 млн руб.
Мосжилинспекция также регулярно штрафует нарушителей. Ранее сообщалось, что ведомство оштрафовало УК жилых домов в Москве более чем на 400 млн руб. Организации и должностных лиц штрафуют не только за нарушения правил эксплуатации жилых домов, но и за сокрытие информации, сообщает пресс-служба инспекции. В отношении юридических лиц было вынесено более 5,3 тыс постановлений о назначении штрафов на общую сумму 365,92 млн руб. Должностных лиц оштрафовали 1,3 тыс. раз на общую сумму 35,89 млн руб.
Альтернатива административному контролю
Введение лицензирования не только не изменит рынок, но и создаст дополнительные административные барьеры и приведет к сращиванию бизнеса и власти
Впрочем, другие участники рынка, в отличие от чиновников, считают, что введение лицензирования не только не изменит рынок, но и создаст дополнительные административные барьеры и приведет к сращиванию бизнеса и власти.
По мнению генерального директора московского ООО "Управляющая компания "Логистика" Владимира Хайндрава, в России не смогут должным образом контролировать выдачу лицензий, так как нет соответствующих контрольных органов в сфере ЖКХ, и лицензии смогут получить практически все желающие. Хайндрава замечает, что, не смотря на то, что на сайте Мосжилинспекции есть реестр недобросовестных поставщиков услуг, тем не менее они умудряются работать на рынке.
Директор фонда "Институт экономики города" Сергей Сиваев считает, что введение лицензирования деятельности компаний, управляющих многоквартирными домами, не приведет к наведению порядка в сфере ЖКХ, а только создаст еще один административный барьер при получении лицензии. "Контроль должны осуществлять собственники жилья, они должны об этом помнить. Они могут передать ответственность за состояние многоквартирного дома, за его безопасность управляющей компании, заключив договор. Но передача такой ответственности стоит денег", - говорит он.
То, что у компаний куча денег и большинство из них воруют, не оказывая качественных услуг населению, - это иллюзия. У управляющих компаний столько денег, сколько они собирают с жителей дома. По статистике, УК собирают платежи у 94% жильцов. Предположим, что они смогут собирать 97% платежей, но ресурсоснабжающие организации выставляют им счета на полные 100%, и этих ежегодно недостающих 3% хватит, чтобы через пару лет любая ресурсоснабжающая организация могла обанкротить УК. А если отвечать за отопление перед жителями будут теплоснабжающие организации, а не УК (что сейчас уже повсеместно происходит), то про повышение энергоэффективности наших домов можно будет забыть, поясняет свою позицию Сиваев.
Эксперт считает, что нужны не бесконечные меры административного контроля, а стимулы повышения эффективности деятельности, например через энергосбережение, повышение энергоэффективности наших домов. Например, нужны программы государственной поддержки по привлечению кредитных средств в энергоэффективную модернизацию домов, нужно стимулировать заключение договоров управления с обязательствами по энергосервису. Сейчас у нас порядка 80% сборов идет на коммунальные платежи, оставшиеся - на содержание жилья (ремонт, уборку и т.д.). В скандинавских странах доли примерно равны.
Если начать применять штрафы к лицензированным компаниям, то это только приведет к повышению расценок на их управление, говорит Сергей Сиваев. К тому же вряд ли собственники легко смогут поменять УК. Во-первых, рынок поделен между компаниями, много организаций - наследниц советских ЖЭКов, во-вторых, качество услуг низкое - в 90% случаев не выполняются обязательные работы по обслуживанию домов, перечень которых определен постановлением правительства. Усиление административного контроля приведет только к дальнейшему сращиванию бизнеса по управлению недвижимостью и власти.
Елена Лыкова