Высочайшее напряжение

http://image.subscribe.ru/list/digest/economics/im_20140519150330_925.jpg

Аудиторы Счетной палаты исследовали странные аспекты финансово-хозяйственной деятельности предыдущего руководства электросетевой монополии

Признавая право государства устанавливать естественные монополии на некоторые виды хозяйственной деятельности и учреждать для этого специализированные госкомпании, мы, налогоплательщики, рассчитываем, что рента, извлекаемая ими из народного хозяйства, должна направляться на общественно полезные цели, причем наиболее эффективным образом. Но вместо этого мы часто видим, как средства тратятся на сомнительные финансовые операции и удовлетворение личных потребностей менеджмента госкомпаний, в то время как хозяйство, доверенное им, приходит в упадок, несмотря на постоянный рост тарифов и прямые бюджетные вливания.

Это теория, хорошо знакомая каждому. Но есть и практическая работа, которой, в частности, занимается Счетная палата. Кажется, что с приходом Татьяны Голиковой ведомство всерьез решило перетряхнуть бухгалтерию госкомпаний, получив предсказуемые, но от того не менее впечатляющие результаты. «Новой» удалось ознакомиться с основными результатами проверки хозяйственной деятельности ОАО «ФСК ЕЭС», в собственности которого находятся все магистральные линии электропередач страны, и на этом основании компания официально считается «общенациональным достоянием и гарантией энергетической безопасности государства». Важная деталь: для проведения проверки Счетная палата выбрала период 2011—2013 годов, когда компанией руководила команда Олега Бударгина.

Как сказано на официальном сайте «ФСК ЕЭС», основной ее частью «является единая национальная энергетическая сеть, включающая в себя систему магистральных линий электропередачи, объединяющих большинство регионов страны и представляющая собой один из элементов гарантии целостности государства». Если так, то целостность нашего государства под угрозой. По данным Счетной палаты, подкрепленным проверками Ростехнадзора, физический износ оборудования подстанций вырос в 2013 году до 86,5%, а линейных объектов — до 71,7%. Можно сказать, что единая энергетическая система нашей страны держится на честном слове.

Конечно, эта ситуация сложилась не вчера, но именно в последние годы возникли все предпосылки для того, чтобы ее переломить. Так, еще в 2009 году «ФСК ЕЭС» получило из федерального бюджета около 29 миллиардов рублей, которые, в соответствии с договором о выкупе доп-эмиссии акций общества, должны были пойти на реализацию инвестиционной программы. Как же, наверное, удивились аудиторы Счетной палаты, когда представители естественной монополии заявили им, что это были «нецелевые средства». Нецелевые означает: расходую, как хочу. А расходовать в «ФСК ЕЭС» умеют и любят.

Так, например, в 2010 году госкомпания развернула программу «Небо», в рамках которой предлагалось оптимизировать расходы на перелеты ее топ-менеджмента. Способ оптимизации был выбран весьма оригинальный: в долгосрочную аренду на 7 лет был взят элитный джет Bombardier, что, с учетом обслуживания и прочих определенных контрактом платежей, обошлось в 1,3 миллиарда рублей. Борт, кстати, часто летал то в Ниццу, то в Хорватию, но что поделаешь — производственная необходимость. А вот яхта, которую госкомпания также приобрела, почему-то по документам стояла на приколе в Сочи и выходила в море только для планового прогрева двигателей. Либо использование средств нецелевое, либо ответы аудиторам были не совсем откровенными…

Впрочем, с этими мелкими шалостями можно было бы и смириться, если бы в остальном деятельность «ФСК ЕЭС» была направлена исключительно на развитие единой энергетической системы. Но госкомпания, очевидно, увлеклась финансовыми схемами, и не сказать, что самыми изящными.

Например, в 2010—2013 годах ОАО «ФСК ЕЭС» активно привлекало деньги через облигационные займы, при этом около 100 миллиардов рублей из общих 184 миллиардов составляют средства Внешэкономбанка, который, в частности, управляет пенсионными накоплениями россиян. По мнению аудиторов Счетной палаты, госкомпания вообще не должна была привлекать средства на реализацию собственной инвестпрограммы через облигационные займы, но это было бы можно отнести на счет бюрократических формальностей, если бы деньги тратились на строительство новых подстанций и линий электропередач. Но в действительности, как установила проверка, значительная их часть была вложена в приобретение банковских векселей. В том числе более 54 миллиардов рублей пришлось на беспроцентные, то есть не дающие дохода бумаги.

Но при этом и доход по векселям, сулившим прибыль, оказался ниже той суммы, что пришлось заплатить за привлечение денег в рамках облигационных займов. Если быть точным, то, по оценкам аудиторов, на векселях ОАО «ФСК ЕЭС» заработало 995,9 млн рублей, а вот на обслуживании облигационных займов потеряло более 1,84 миллиарда рублей. Легко посчитать, что убыток от операции «занимаем дорого, размещаем дешево» мог составить более 850 миллионов рублей. Ни Счетная палата, ни МВД пока не рассматривали вопрос, чего ради топ-менеджмент «ФСК ЕЭС» помогал банкам привлекать дешевые деньги. Радует уже то, что в их числе нет сомнительных кредитных учреждений…

Впрочем, и без этой истории основные финансовые показатели ОАО «ФСК ЕЭС» демонстрируют такую динамику, что кажется, будто на наше электросетевое хозяйство обрушились все форс-мажорные обстоятельства сразу. Смотрите сами: в 2011 году результат финансово-хозяйственной деятельности компании составлял почти 49 миллиардов рублей, в 2012 году — более 7,3 миллиарда, а в 2013 году — 8,1 миллиарда рублей, но уже со знаком минус. Аудиторы Счетной палаты не дают ответа на вопрос, чем объяснить катастрофическую динамику, но тонко отмечают, что налоговая база для исчисления налога на прибыль в контексте таких показателей снизилась более чем в семь раз. Неужели — оптимизация?

Было бы ошибкой утверждать, что «ФСК ЕЭС» занимается только финансовыми схемами и игнорирует инвестиции в свою основную деятельность, в том числе в обновление электросетевого хозяйства. Но и здесь у государственных аудиторов возникают неудобные вопросы. Например, в рамках реализации проекта «Каскадная» ОАО «ФСК ЕЭС» в 2012 году были приобретены шесть единиц импортного оборудования (трансформаторы напряжения 500 кВ) на сумму 9,1 млн рублей у ЗАО «Русснаб». Как установила Счетная палата РФ, данное оборудование ЗАО «Русснаб» приобрело у ООО «Энергоинновация», которое, в свою очередь, купило его у немецкой компании Electrotechnika Arteche Hermanos. При этом, по данным МВД, полученным от Федеральной таможенной службы, стоимость сделки между ООО «Энергоинновация» и Electrotechnika Arteche Herman с учетом всех таможенных платежей составила 3,1 млн рублей. То есть теоретически трансформаторы можно было приобрести втрое дешевле, чем они обошлись в действительности, притом что законодательство ограничивает максимальный уровень «накрутки» 30% от стоимости.

И что совсем уж удивительно — сама подстанция «Каскадная», часть нового энергокольца Московского региона, юридически представляет собой банальный самострой. Потому что госэкспертиза дала на проект отрицательное заключение, но это не остановило реализацию проекта «ФСК ЕЭС». И таких объектов по стране множество.

Оплачивают все это, разумеется, потребители. Тариф на услуги «ФСК ЕЭС» вырос за четыре года на 53%, в то время как выручка увеличилась только на 39%, зато операционные расходы выросли почти на две трети (главным образом — за счет расходов на управление).

Показательно, что похожие нарушения (не считая самолета, яхты и вексельных схем) были выявлены предыдущей проверкой Счетной палаты еще в 2009 году. И Олег Бударгин, еще недавно занимавший пост главы госкомпании, получил официальное представление по устранению нарушений. Впрочем, теперь он может не переживать, что не справился, потому что аппаратная кривая забросила его на еще более высокий пост —

Бударгин возглавляет уже ОАО «Россети», которому «ФСК ЕЭС» приходится скромной «дочкой»…

Государственным монополиям по освоению денег нужны умелые менеджеры.

Официально

Счетная палата в 2014 году начала проведение комплексного мероприятия по аудиту формирования и выполнения инвестиционных программ электросетевых компаний. Среди объектов проверки значится ОАО «ФСК ЕЭС».

По итогам контрольного мероприятия будет сформирован отчет, который в соответствии с законодательством о Счетной палате РФ будет утвержден на заседании Коллегии контрольного ведомства. В связи с тем, что на данный момент проверка еще не завершена, говорить о ее результатах пока преждевременно.

Олег ЛЕПИЛИН

Из выпуска от 18-05-2014 рассылки «Новая газета»

http://digest.subscribe.ru/economics/ne … 85064.html