Эксперты: инновации в ЖКХ улучшат платежную дисциплину

А пока для борьбы с должниками предлагается ужесточить ответственность и перейти на прямые договоры населения с ресурсоснабжающими организациями

Способы повышения эффективности ЖКХ и снижения финансовой нагрузки на население обсуждали в среду, 24 июня, участники круглого стола, организованного Либеральной платформой «Единой России» и медиахолдингом «Эксперт». Поводом стали предложения Минэнерго и Минстроя по решению проблемы неплатежей в ЖКХ.

По оценкам экспертов в мае этого года задолженность потребителей за жилищно-коммунальные услуги впервые превысила 1 трлн рублей. И, как отметили участники дискуссии, эти долги, как правило, ложатся на плечи добросовестных плательщиков, поскольку ресурсоснабжающие организации для покрытия своего дефицита вынуждены брать кредиты, а расходы по его обслуживанию включают в тарифы.

Так, Минэнерго предложило поправки в законодательство, предусматривающие рост пени с 8,25% годовых до 23% годовых от неуплаченных сумм. В Минстрое говорят о необходимости введения прямых взаиморасчетов между гражданами и ресурсоснабжающими организациями, а управляющие компании будут играть роль представителей потребителей услуг.

Открывая дискуссию, координатор Либеральной платформы «Единой России», председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин напомнил, что два года назад 20 июня состоялось заседание Либеральной платформы, на котором был дан старт началу работы над проблематикой ЖКХ. Сейчас уже граждане стали проявлять свою активность.  «Появляются институты представительства жильцов, — сказал Плигин. — В сферу ЖКХ необходимо внедрять технические инновации и защищать интересы тех лиц, которые занимаются внедрением данных инноваций».

Идея повышения ответственности потребителей за неуплаты коммунальных услуг участникам круглого стола не понравилась. Они согласны, что необходимо повышать платежную дисциплину, но проблема, по их мнению, заключается в самой цепочке платежей. Поэтому, как заявил председатель думского комитета по энергетике Павел Завальный, «Единая Россия» предложила не ужесточать существующие условия, и оставить пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования, а также сохранить три месяца, в течение которых пени не начисляются. Причины задержки с оплатой могут быть самые различные. Например, человек лежал в больнице, говорят единороссы.

По мнению исполнительного директора федерального проекта «Единой России» «Школа грамотного потребителя»  Александра Козлова, наиболее перспективный путь – это переход на прямые расчеты между потребителями и ресурсоснабжающими организациями. Хотя, как он признался, между поставщиками ресурсов есть разногласия и одни считают, что прямые расходы удобней, другие же предпочитают сохранить существующий порядок, не желая работать с большим количеством клиентов.

По словам Козлова, повысить собираемость платежей может инновация в виде внедрения автоматизированных систем получения данных с приборов учета. «Проводимый «Школой грамотного потребителя» мониторинг показывает, что основное недовольство населения вызывает не прогнозируемое повышение тарифов, а непонятные доначисления в квитанциях. Когда потребитель будет видеть, за что именно он отдает деньги, число неплательщиков будет снижаться», — уверен Александр Козлов.

http://www.bfm.ru/news/296279