Война управам

Независимые муниципальные депутаты потребовали вернуть себе отобранные десять лет назад полномочия

26 апреля 00:05 | Газета № 266 (266) | Антон Размахнин, Елизавета Шевченко

http://mn.ru/images/31654/52/316545235.jpg

Группа муниципальных депутатов Москвы и Санкт-Петербурга в среду, 25 апреля 2012 года, обратилась в Конституционный суд России с просьбой ликвидировать территориальные подразделения городских администраций — управы и префектуры. Полномочия последних представители местного самоуправления предлагают передать муниципалитетам — именно эти выборные органы управляют районами в большинстве субъектов РФ, но в столичных городах эта система была отстранена от реальных дел около десяти лет назад. Впрочем, эксперты предупреждают: пока сохраняются высокие цены на землю и здания (равно как и высокие тарифы на «решение вопросов» по ним), без боя муниципалы ничего себе не вернут.

15 муниципальных депутатов Москвы и Санкт-Петербурга подали коллективное обращение в Конституционный суд РФ в среду, 25 апреля. Инициаторами кампании стали: в Москве — «Общественная коалиция в защиту Москвы» (лидер движения — депутат Пресненского района Елена Ткач), инициатива «Наш город» (депутаты Михаил Вельмакин из района Отрадное, Петр Милосердов из района Войковский); в северной столице — движение «Реальная власть самоуправлению — народу». Обращение в суд подали депутаты районов Пресненский, Тверской, Лефортово, Зюзино, Коньково и Отрадное.

«Основное требование — отменить 79-ю статью в 131-м федеральном законе, которая умаляет права москвичей и жителей Санкт-Петербурга, — рассказала «МН» Елена Ткач. — Во всех других городскими проблемами занимаются выборные органы. В Москве же мэр назначает чиновников — и они принимают решения о выделении участков под застройку, об открытии новых школ, о строительстве в зеленых зонах. Эти проблемы должны решать депутаты местного самоуправления».

«То, что такое обращение появилось именно сейчас, — результат сразу нескольких крупных событий», — убежден главред информагентства «Моссовет» Юрий Загребной. Во-первых, в Москве одновременно с президентскими выборами прошло голосование за районных депутатов, и в результате в местном самоуправлении стало больше молодых общественников. Во-вторых, идет присоединение к Москве части территории области, на которой действуют (и не будут отменяться) другие порядки и другие полномочия самоуправления, напомнил эксперт. Присоединение к Москве части областной территории (городов Троицк, Щербинка и еще 19 поселений) породило разнобой в полномочиях муниципалитетов в рамках одной Москвы. Так, новые земли сохраняют за собой право вводить собственные налоги и сборы, решать проблемы с жильем малоимущих граждан, заниматься организацией начального и среднего образования, изменять правила землепользования и застройки и ряд прочих функций, которые они имели, находясь в составе Московской области. «Получается, что новые территории будут управляться по законам РФ — 250 тыс. жителей Москвы смогут избирать свою власть на местном уровне и влиять на принятие решений, — возмущается Елена Ткач. — А на территории прежней Москвы свои законы, и 9 млн человек лишены этой возможности».

В новейшей истории Москвы уже была ситуация, когда выборные органы самоуправления имели реальные полномочия — например, утверждать предложенную мэром кандидатуру главы управы. Это были 2000–2002 годы, напомнил глава движения «Жилищная солидарность» Дмитрий Катаев, когда такие полномочия были у районных собраний. «Тогда тоже ворчали, что прав недостаточно, но по сравнению с нынешней ситуацией это была настоящая демократия», — вспоминает он. Конец «вольницы» Катаев связывает с тем, что в строительной отрасли оказались слишком высокие ставки и потому чиновники решил замкнуть решение всех вопросов на себе.

Ответа из КС инициаторы ожидают через три месяца — таковы установленные законом сроки. Кроме того, депутаты будут пытаться менять закон при помощи Мосгордумы и Федерального Собрания. Как крайняя мера возможен и городской референдум.

http://mn.ru/moscow_authority/20120426/316530074.html