Капремонт как индикатор реформ в России, или почему у нас ничего не получается
Тема новой строчки в платежках москвичей в конце прошлой недели попала в топ самых острых и обсуждаемых. Собственники столичной недвижимости получили квитанции и, мягко говоря, не обрадовались, а в большинстве случаев сильно удивились
Текст: Иван Медведев
Укладка нового рубероида на крыше во время капитального ремонта многоэтажного панельного дома в Ясенево. Фото: Антон Новодережкин/ТАСС
Опыт с капремонтом еще раз показал: в России очень тяжело идет что-то новое, если для этого конкретному человеку нужно что-то делать. В этом контексте мы не обсуждаем, хорошо или плохо брать много денег с москвичей на капремонт. По закону платить нужно. 15 рублей за каждый квадратный метр ежемесячно.
Но у людей был выбор: платить 15 рублей и контролировать процесс расходования этих денег и даже двигать сроки работ или просто отдавать все те же 15 рублей государству.
Для того чтобы из двух зол выбрать меньшее, людям нужно было прийти на собрание жильцов и проголосовать. Такие собрания провели лишь в пятой части домов Москвы и меньше чем в 8,5% случаев на этих собраниях смогли принять решение о переходе на спецсчет. Почему? Можно себе представить. Два дома, возможно даже стоящие рядом. Живут похожие люди. В каждом доме многие сдают квартиры, в каждом большая текучка. Но в одном из них, например, в кооперативном давно устоялась традиция. В советское время там был управдом или старший по подъезду. Старшие сменяли друг друга, жильцы съезжали и въезжали — подход к решению проблем сохранялся, теперь там реально работающие ТСЖ или ЖСК. Вот что рассказал о своем доме 70-го года постройки мой коллега Андрей Соловьев, въехавший туда всего полгода назад.
Андрей Соловьев
жилец кооперативного дома, сотрудник Business FM«Старый кооперативный дом от электрозавода московского. Управдом, замечательная наша женщина, старой боевой закалки, контролирует всех жильцов и даже новых. Кто переезжает, кто снимает — она всё про всех знает. Когда потребовалось провести собрание жильцов, просто чуть ли не в приказном порядке, со звонком в каждую квартиру вечером всех собрали. Кто смог, конечно. Было много народу, и просто поговорили, выбрали счет, организацию. Никаких проблем не возникло».
А вот история координатора «Синих ведерок» Петра Шкуматова. За два месяца до нововведения они с соседом провели масштабную агитационную кампанию, пытаясь провести собрание жильцов. 140 квартир. На собрание пришли 10 человек. Народ просто не верил, рассказывает Шкуматов. «Президент за москвичей, и не даст нас в обиду, вы всё врете», — говорили активисту.
Петр Шкуматов
координатор «Синих ведерок»«До тех пор, пока люди не получили квитанции с вот этим новым пунктом, никто, вообще никто даже не шевелился. И только сейчас начинают люди просыпаться, смотреть, а почему платежка вместо 4000 составляет 6000, а местами 7000 рублей? По сути, меньшинство оказалось в заложниках у пассивного большинства. И, насколько мне известно, практически во всех соседних домах абсолютно аналогичная ситуация».
Два, казалось бы, одинаковых дома, но теперь соседи Шкуматова, как и тысячи москвичей говорят, что будут просто игнорировать новую строчку в платежке. Реформаторам на заметку: нужно учитывать силу уклада. В одном доме — одно, а в другом — другое. Хотя даже дома соседние, и люди одинаковые — традиция разная. Хотя в случае конкретно с капремонтом, у некоторых граждан закрадывается мысль, что власти учли как раз именно эту особенность менталитета. Ведь тем, кто не успел определиться, по закону теперь минимум два года нужно будет отдавать деньги на капремонт государству. А о необходимости решать этот вопрос активно говорить начали только в мае, практически за две недели до конца срока, отпущенного на проведение собрания жильцов.