Город поможет самым «активным горожанам» с капремонтом
Началась вторая волна голосования по переводу средств из Фонда капитального ремонта на спецсчет многоквартирного дома. Радиостанция Business FM узнала, какую помощь власти Москвы могут оказать горожанам в подготовке документов
Фото: Антон Новодережкин/ТАСС
Власти Москвы на портале «Активный гражданин» повторно запустили опрос по капремонту. В интервью Business FM первый заместитель гендиректора Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Москвы Дмитрий Лившиц и руководитель Комитета госуслуг Москвы Елена Шинкарук объяснили цель опроса и что изменилось в системе за последнее время.
Дмитрий Лившиц: Сама система не то, чтобы поменялась, она, наконец-то, заработала. У собственников было время на то, чтобы определиться со способом формирования фонда. И сейчас любой собственник по закону вправе принять решение, что готов изменить способ формирования фонда. Только если раньше это решение вступало в силу через два года, то теперь, в соответствии с законом города Москвы, оно вступит через три месяца. Я понимаю, что это очень разумный короткий срок. Мы хотели предложить собственникам, особенно тем, кто, может быть, не успел реализовать свое право в течение первых шести месяцев, хотят ли они сейчас такое свое право реализовать, нужна ли им помощь.
Опрос касается того, нужна ли помощь?
Елена Шинкарук: Вопрос касается именно оказания городской поддержки. Мы так же, как и в прошлый раз предлагаем самым активным домам, которые скажут, что им такая поддержка нужна, высказать эту позицию на «Активном гражданине», и самым активным домам город поможет.
Тему капремонта Business FM активно стала освещать еще весной. Мы тогда пытались понять, многим ли удалось провести собрание жильцов, затем мы уже собирали первую статистику, и практика наших опросов показала, что собрания провели немногие. По факту это были дома только с хорошо работающими ТСЖ. И о спецсчете москвичи, в основном, задумались лишь только после того, как получили первые платежки с новой строчкой. По нашим опросам, желающих уйти от общего котла стало больше, а что показывает голосование на «Активном гражданине», какую картину дает этот опрос?
Елена Шинкарук: Надо сказать, что вторая волна голосования оказалась более популярной, чем первая. Как раз это подтверждает то, что люди, видимо, разобрались, о чем идет речь, более активно высказывают эту позицию. 25% пользователей «Активного гражданина» говорят, что им нужна помощь в изменении способа накопления и в переходе на спецсчет.
А в чем будет заключаться помощь?
Дмитрий Лившиц: Помощь будет заключаться, в первую очередь, непосредственно в самом процессе принятия решения, то есть законодатель, когда прописывал, что должны сделать собственники, он, наверное, где-то чересчур затруднил эту процедуру, то есть если собственники выбирали фонд и общую копилку как способ накопления, то по большому счету им и собрания-то для принятия решения проводить не требовалось. А для собственников, которые собирались принять решение о проведении, о сборе средств на специальном счете, законодатель предусмотрел целую сложную процедуру, в том числе связанную с обязательным проведением собрания собственников.
Что в Москве провести практически невозможно.
Дмитрий Лившиц: Совершенно верно.
А как город может помочь в проведении собрания?
Дмитрий Лившиц: Когда собственники впервые проголосовали на портале, мы определили дома, в которых наибольшее количество граждан обратилось к нам за поддержкой, и людей, которые, соответственно, в этом опросе участвовали. Мы приглашали в органы власти, приглашали в управу района, где с ними обсуждали, действительно ли они хотят специальный счет, проводили для них дополнительную разъяснительную работу. Объясняли, сколько будет стоить ремонт, в каком периоде его можно будет провести. И после этого, если мы приходили совместно к решению, что да, эту работу продолжаем, в этом случае управа брала на себя функцию непосредственно технической организации проведения собрания. Мы заполняли листы голосования, готовили, мы распечатали объявления и после того, как собрания проходили, помогали оформлять протоколы собрания. Довольно сложная работа, требующая определенной юридической подготовки, определенных материальных затрат требует от собственников, но для тех, кто активно этого хотел, мы брали это на себя.
Елена, тогда уточняющий вопрос к Вам. По итогам первого опроса, какому количеству домов город помог и, соответственно, какие промежуточные цифры сейчас уже можно приводить на этой неделе, потому что, насколько я понимаю, второй опрос будет проходить в течение еще какого-то определенного времени?
Елена Шинкарук: Да, мы запланировали три стандартные недели для голосования второй волны. Первый раз мы голосовали весной, голосование проходило месяц, тогда за месяц приняло участие 252 тысячи москвичей. Сейчас, по итогам первой недели уже 176 тысяч проголосовало, динамика по распределению голосов приблизительно такая же, как была весной. 25-26% говорят, что им нужна поддержка, но при этом общее количество участников показывает, что вопрос вызвал больше интереса, чем это было весной. Голосование пока запланировано продлить до 6 ноября, но я думаю, что если мы увидим хороший прирост и динамику, не составит труда, например, продлить еще на неделю это голосование.
Можно говорить, что несколько тысяч человек голосуют в день?
Елена Шинкарук: Да. Пока мы видим, что динамика такая идет, и я думаю, что голосование может быть открыто.
А если мы говорим о том, что четверть голосуют за то, чтобы город помогал, то остальная часть — это люди, которые просто не нуждаются в помощи организации собрания и сборе документов, или же это люди, которые просто не хотят выбирать спецсчет?
Елена Шинкарук: Либо люди говорят, что им не нужна эта поддержка, они в состоянии справиться сами, либо затрудняются ответить, но я думаю, что в большинстве случаев, это те люди, которые готовы сохранить тот способ, который был выбран. Но, кстати, по итогам первого голосования, вы спросили, что же было сделано. 252 тысячи москвичей отголосовалось. Вместе с департаментом была отобрана тысяча самых активных домов, которые приняли участие в голосовании. Рейтинг был простой. Максимальное количество голосов с дома занимает первое место. Мы рейтингуем дома таким способом, и первую тысячу голосов департамент отработал и провел необходимую разъяснительную работу. Я думаю, что в этот раз будет приблизительно такая же схема работы.
Схема такая же, а количество участников, которым вы готовы помочь?
Дмитрий Лившиц: Я думаю, что мы не будем отходить от тех принципов, которые мы закладывали в первом опросе, но еще раз посмотрим, насколько количество домов будет значимым количеству голосов.
Изначально со специального счета к общему котлу можно было перейти без промедления, а вот на обратный период требовалось два года. Это вызвало волну критики. Теперь переход сократили до трех месяцев. Почему выбран именно этот срок?
Дмитрий Лившиц: Этот срок исчисляется с момента принятия решения собственниками на собрании, решения, что они хотят прекратить собирать средства в общий котел и готовы собирать средства на специальный счет. После этого решения, они должны еще открыть специальный счет в банке, эта процедура занимает определенное время. Следующим этапом они должны представить выписку из банка, документы банка об открытии специального счета — в Государственную жилищную инспекцию, которая также проверяет документы, правильность оформления протокола, выписку из банка и дает свое заключение собственникам, что специальный счет открыт и внесен в реестр специальных счетов. С этого момента формально у собственников появляется возможность начислять средства на капитальный ремонт. Но дальше собственники точно так же, как и город сейчас, должны будут определиться, как они будут выставлять платежные документы. Город также должен уточнить базу начислений, либо принять решение, что он доверит эту услугу многофункциональному центру. Хочу сразу сказать, в Москве, независимо от того, где вы собираете деньги, на специальном счете или в фонде, город предоставляет бесплатно услугу начисления взносов на капитальный ремонт и распечатки предоставления платежных документов. Эта процедура, по нашему мнению, как раз занимает порядка трех месяцев, чтобы осознанно, без спешки подготовиться к выставлению начислений.
Если с сокращением времени для перехода от общего котла к спецсчету город пошел навстречу, то есть ли какие-то подвижки в вопросах размера тарифа? Даже депутаты Государственной Думы обращались, в том числе, к московским властям с просьбой снизить тариф 15 рублей с квадратного метра, который действует в Москве.
Дмитрий Лившиц: Вы знаете, я тут, наверное, говорил бы не словами депутатов Государственной Думы, а, к примеру, словами проектного министерства, которое как раз делает обратные заявления, что сегодня целый ряд субъектов принял заниженную ставку капитального ремонта, которая не обеспечивает проведение необходимых работ, и они планируют целый ряд мероприятий, связанных с тем, чтобы выровнять эту ситуацию, чтобы взнос, который собирают с людей, действительно, обеспечивал выполнение полного комплекса, который необходим для безопасного проживания граждан. Это и есть ответ на Ваш вопрос.