Разрешение конфликтов между соседями

Ирина Тарасенкова

Создано 24.03.2015 22:18

Опубликовано в журнале «Председатель ТСЖ» №3 (18) 2009

Прежде чем говорить на эту тему, следует отметить, что разрешение конфликтов между соседями отнюдь не входит в обязанности председателя. Однако жители многоквартирных домов зачастую ошибочно полагают, что именно он непременно обязан улаживать все проблемы, возникающие в возглавляемом им жилищном объединении. Особенно в тех случаях, когда конфликт между соседями затрагивает интересы других жителей или мешает их спокойствию.

Сегодня мы рассмотрим все типичные и распространенные причины, провоцирующие столкновения между жильцами, и, исходя из этого, попробуем разобраться, в каких случаях вмешательство председателя может оказать благотворное влияние на разрешение споров. Однако начнем, пожалуй, с тех случаев, которые не терпят вторжения третьих лиц. Прежде всего это проблемы, касающиеся личной жизни людей. Кто из вас не сталкивался с неприязненными отношениями между соседями, порождаемые ревностью или завистью. К примеру, более состоятельный сосед становится объектом ненависти со стороны малоимущего или дама постбальзаковского возраста, имея на то свои причины, ревнует мужа к молодой одинокой соседке.

Теперь представьте себе, что каждый раз, приходя к вам на прием, действующие лица этих житейских драм пытаются использовать вас как традиционную жилетку, провоцируя на проявление сочувствия, солидарности или прямого вмешательства, используя доступные вам рычаги. Ни в коем случае не следует выслушивать сплетни, слухи или негативные высказывания, а тем более - проявлять заинтересованность или любопытство.

Учтите, что кризис подобных отношений рано или поздно разрешится, но его виновники никогда не простят тех, кто защищал или порицал их. Таким образом, личные отношения мы советуем оставить вдали от вашей деятельности, тем более что они всегда отнимают у всех посредников массу сил и времени.

Теперь рассмотрим те случаи, в которых именно ваше вмешательство может и должно играть позитивную роль.

Прежде всего это те разногласия, которые непосредственно касаются работы вашего актива, составления устава товарищества или претензий к выполнению своих функций лично вами или кем-либо из членов правления. Коллектив жилищного объединения отличается от любого другого тем, что люди не только взаимодействуют друг с другом, но и проживают в одном пространстве, связанные общими интересами. Не секрет, что при создании ТСЖ нередки случаи возникновения конфликтов между соседями, и здесь желательно сделать все возможное, чтобы они не имели далеко идущих последствий.

Рассмотрим один, к сожалению не такой уж редкий, случай, произошедший в одном из жилищных объединений.

В небольшом, но достаточно здоровом коллективе жильцов старого дома страсти разгорелись именно после создания ТСЖ, точнее - после первого отчетного собрания.

Суть его состояла в следующем: избранная на пост председателя окружила себя не теми кандидатами, которые реально могли способствовать процветанию товарищества. В правление были введены люди, не имеющие ни должного образования, ни навыков работы - они просто были  приятелями председателя. Многие жильцы были возмущены: надеясь на перемены к лучшему, они никак не ожидали, что основная деятельность будет возложена на тех, кто не в состоянии грамотно работать.

Разумеется, конфликт не заставил себя ждать. Однако, вместо того чтобы созвать внеочередное собрание и выслушать всех желающих, председатель продолжала вести себя по принципу «Моя хата с краю». Жильцы образовали два враждующих лагеря. Но и тогда председатель не попыталась спасти положение. Результат оказался плачевным: «оппозиция» принялась писать жалобы на работу правления и вскоре общественные споры переросли в личные распри. Товарищество осталось существовать только на бумаге.

Остается прокомментировать данную ситуацию. Все сложилось бы совершенно по-другому, если бы председатель не основывалась в выборе правления на личных предпочтениях, если бы вежливо и доступно объяснила своим соседям - друзьям, что личные отношения не должны мешать работе, если бы попыталась объективно оценить способности каждого человека. И, наконец, даже в самом начале конфликта его еще можно было разрешить в пользу дела, никого не обижая. Однако она проявила беспечность, поставив под удар не только микроклимат в доме, но и само существование товарищества. Таким образом, вам лучше избегать появления нездорового климата и возникновения двух противоборствующих группировок. Гораздо действеннее занимать позицию, основанную не на личных симпатиях, а на компетентности того или иного члена товарищества. При этом необходимо тактично объяснить своим друзьям - соседям, почему именно не принадлежащему к вашей компании человеку из соседнего подъезда вы намерены доверить важный аспект деятельности. В таких ситуациях необходимо придерживаться известного правила: ничего личного.

Еще один распространенный случай - соседи жалуются друг на друга по причинам протечек, загрязнения лестничных клеток, им действуют на нервы шумные вечеринки, которые постоянно устраивает кто-либо из жильцов. То есть затронута тема сохранности частного или общего имущества и комфортного проживания членов товарищества.

В этих обстоятельствах, прежде чем вмешаться, председатель четко должен определить, входит ли это в его обязанности и способен ли он каким-либо образом повлиять на ситуацию.

В случаях злостного нарушения общественного порядка вы ни в коем случае не должны брать на себя обязанности правоохранительных органов. Учтите, что подобное вмешательство в лучшем случае ни к чему не приведет, в худшем - может закончиться трагедией, как закончилось не так давно на юге Москвы. Молодой председатель, движимый желанием урезонить распоясавшегося соседа, отправился к нему в тот момент, когда тот находился в состоянии опьянения и был крайне агрессивен. Результат оказался плачевным - энтузиаст получил ножевое ранение. Молодой человек, к счастью, остался жив, а нарушитель отправился в места не столь отдаленные, но этого не случилось бы, если бы председатель не взял на себя обязанности сотрудников милиции.

Другой случай: вас призывают стать арбитром в решении вопроса, касающегося порчи одним членом товарищества частного имущества другого. Учтите, что, если протечка или возгорание произошли по халатности частного лица, вам необходимо убедить обе стороны решать дела по договоренности или через суд, но никак не с вашей помощью. Совсем по-другому обстоит дело в том случае, если авария произошла по причине неисправности коммуникаций, за сохранность которых несет ответственность руководство товарищества. Ни в коем случае нельзя пытаться отмахнуться от проблемы и переложить ее решение на пострадавшего. Вам непременно нужно созвать внеочередное собрание и внести в смету затраты на ремонт помещения. Учтите, что для этого необходимо убедить в справедливости вашего решения остальных членов объединения. Люди должны быть уверены, что каждый, попав в подобную ситуацию, может рассчитывать на своевременную помощь своего товарищества, не прибегая к суду.

Что же делать в тех случаях, когда собственники по небрежности или намеренно портят общее имущество или загрязняют места общего пользования?

В одном из товариществ (с согласия всех его членов) в Устав была внесена система штрафных санкций. И если нарушителя не удавалось призвать к порядку, ему надлежало компенсировать причиненный товариществу ущерб - в соответствии со степенью тяжести. В случаях, когда виновника найти не удавалось, сумма штрафа распределялась на всех собственников, проживающих в подъезде. Постепенно на лестничных площадках перестали выкручивать лампочки, расписывать стены лифтов и производить прочие действия, мешающие комфортному проживанию, так как не желающие платить штраф люди начали незаметно для самих себя обращать внимание на тех, кто нарушал заведенный в доме порядок. Помните, что вы должны прежде всего убедить в необходимости подобных санкций весь коллектив. Это постепенно научит жильцов бережно относиться к общему имуществу. Ведь ваша задача - не только руководить хозяйственной деятельностью, но и заботиться о том, чтобы ее результаты не пропадали напрасно.

http://pr-tsj.ru/2011-12-15-14-53-12/179-ирина-тарасенкова/1666-разрешение-конфликтов-между-соседями