Что такое Совет дома
Как известно органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Следовательно, для решений вопросов, связанных с управлением домом необходимо проводить общие собрания в очной либо заочной форме. Многие из наших читателей не понаслышке знают, каких титанических усилий стоит организовать и провести общее собрание собственников по тем или иным вопросам, поставленным на голосование. Однако, с внесенными в начале июня 2011 года изменениями в жилищный Кодекс процедура участия в управлении домом заметно упрощена.
Теперь собственники могут управлять домом, контролировать исполнения договора управления управляющей организации по средствам Совета многоквартирного дома.
Давайте разберемся, что же это такое Совет многоквартирного дома и как его создать.
Совет дома – это орган управления многоквартирным домом, собственники которого выбрали и реализовали способ управления – Управляющая организация либо непосредственное управление. Совет дома подотчетен общему собранию собственников помещений многоквартирного дома.
Совет дома создается:
1. В многоквартирном доме, в котором более четырех квартир.
2. Способ управления домом – управление управляющей организацией либо непосредственное управление.
3. Совет многоквартирного дома не может быть избран применительно к нескольким многоквартирным домам.
4. Избрание Совета дома происходит путем проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (в форме очного либо заочного голосования).
При условии наличия кворума данное решение принимается простым большинством голосов, то есть 50% голосов от принявших участие в голосовании собственников плюс один голос.
5. Количество членов совета многоквартирного дома также устанавливается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Как правило, количество членов Совета дома устанавливается с учетом имеющегося в данном доме количества подъездов, этажей, квартир.
6. Регистрация Совета многоквартирного дома в органах местного самоуправления или иных органах не осуществляется. Однако, для оптимизации процесса взаимодействия с органами власти рекомендуем направить в администрацию района на территории которой расположен многоквартирный дом протокол общего собрания собственников по вопросу избрания Совета дома и координаты председателя выбранного Совета.
Обязанности собственников по созданию Совета дома
Обратите внимание: собственники помещений в многоквартирном доме в течение календарного года с момента внесений изменений в ЖК РФ должны принять и реализовать решение об избрании Совета многоквартирного дома.
Если в доме по истечению указанного срока не принято или не реализовано соответствующее решение, орган местного самоуправления в трехмесячный срок созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, в повестку дня которого включаются вопросы об избрании в данном доме совета многоквартирного дома, в том числе председателя совета данного дома, или о создании в данном доме товарищества собственников жилья.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу создания Совета дома проводится в соответствии со статьей 45-48 жилищного Кодекса РФ. Образец информационного уведомления о проведении собрания по данному вопросу, бланки для голосований собственников и протокол общего собрания представлены в приложении №1.
Функции Совета дома
Функции Совета многоквартирного дома:
1) обеспечивает выполнение решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;
2) выносит на общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в качестве вопросов для обсуждения предложения о порядке пользования общим имуществом в многоквартирном доме, в том числе земельным участком, на котором расположен данный дом, о порядке планирования и организации работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке обсуждения проектов договоров, заключаемых собственниками помещений в данном доме в отношении общего имущества в данном доме и предоставления коммунальных услуг, а также предложения по вопросам компетенции совета многоквартирного дома, избираемых комиссий и другие предложения по вопросам, принятие решений по которым не противоречит жилищному Кодексу РФ;
3) представляет собственникам помещений в многоквартирном доме предложения по вопросам планирования управления многоквартирным домом, организации такого управления, содержания и ремонта общего имущества в данном доме;
4) представляет собственникам помещений в многоквартирном доме до рассмотрения на общем собрании собственников помещений в данном доме свое заключение по условиям проектов договоров, предлагаемых для рассмотрения на этом общем собрании. В случае избрания в многоквартирном доме комиссии по оценке проектов договоров указанное заключение представляется советом данного дома совместно с такой комиссией;
5) осуществляет контроль за оказанием услуг и (или) выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и пользователям таких помещений, в том числе помещений, входящих в состав общего имущества в данном доме;
6) представляет на утверждение годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отчет о проделанной работе.
Совет многоквартирного дома действует до переизбрания на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме или в случае принятия решения о создании товарищества собственников жилья до избрания правления товарищества собственников жилья.
Совет многоквартирного дома подлежит переизбранию на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме каждые два года, если иной срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в данном доме. В случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей Совет многоквартирного дома может быть досрочно переизбран общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
Для подготовки предложений по отдельным вопросам, связанным с деятельностью по управлению многоквартирным домом, могут избираться комиссии собственников помещений в данном доме, которые являются коллегиальными совещательными органами управления многоквартирным домом. Комиссии собственников помещений в многоквартирном доме избираются по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или по решению Совета многоквартирного дома.
Председатель Совета дома
Председатель Совета дома избирается из числа членов Совета многоквартирного дома на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Председатель совета многоквартирного дома осуществляет руководство текущей деятельностью совета многоквартирного дома и подотчетен общему собранию собственников помещений в многоквартирном доме.
Функции председателя совета многоквартирного дома:
1) до принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о заключении договора управления многоквартирным домом вправе вступить в переговоры относительно условий указанного договора, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме вправе вступить в переговоры относительно условий договоров, указанных в частях 1 и 2 статьи 164 жилищного Кодекса РФ;
2) доводит до сведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме результаты переговоров по вопросам условий заключения договора управления с управляющей организацией;
3) на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, заключает на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений в данном доме, договор управления многоквартирным домом или договоры, указанные в частях 1 и 2 статьи 164 жилищного Кодекса РФ (образец доверенности собственников - приложение № 2);
Обратите внимание: по договору управления многоквартирным домом приобретают права и обязанности все собственники помещений в многоквартирном доме, предоставившие председателю Совета многоквартирного дома полномочия, удостоверенные такими доверенностями.
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе потребовать от управляющей организации копии этого договора, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме копии договоров, заключенных с лицами, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме, от указанных лиц;
4) осуществляет контроль за выполнением обязательств по заключенным договорам оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, подписывает акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также направляет в органы местного самоуправления обращения о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 жилищного Кодекса РФ;
5) на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, выступает в суде в качестве представителя собственников помещений в данном доме по делам, связанным с управлением данным домом и предоставлением коммунальных услуг.
...
Рассмотрев основные изменения в части ТСЖ и Советов дома нам бы хотелось остановиться на изменениях ЖК РФ, затронувших процесс управления домом вне зависимости от выбранного способа управления МКД.
Для облегчения понимания внесенных изменений разделим их на группы:
I. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги
Установлен момент возникновения обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги во вновь построенных многоквартирных домах.
Часть 2 ст. 153 ЖК РФ дополнена пунктом 6, согласно которому обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию, помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.
Плата за коммунальные услуги может вноситься непосредственно в ресурсоснабжающие организации при любом способе управления.
Поправки, внесенные в Жилищный кодекс РФ, предусматривают возможность для собственников помещений в многоквартирных домах и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в таких домах вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию. Для этого общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме должно принять соответствующее решение. При этом ответственными за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества в зависимости от способа управления многоквартирным домом, продолжают оставаться исполнители таких услуг, то есть соответствующие управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы.
II. Общее имущество многоквартирного дома
Внесены изменения в ст. 36 ЖК РФ - уточнен перечень общего имущества многоквартирного дома.
Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Предусмотрено утверждение состава минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядка их оказания и выполнения
Новая ч.1.2 статьи 161 ЖК РФ предусматривает, что соответствующий нормативный акт утверждается Правительством РФ.
III. Деятельность управляющей организации, контроль и ответственность сторон
Определены правила об ответственности управляющей организации при осуществлении ею деятельности по управлению многоквартирным домом
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме:
- за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме,
- за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления коммунальных услуг.
При этом управляющая организация не вправе будут ссылаться на то, что невыполнение ею тех или иных работ связано с тем, что такие работы не были включены в договор управления.
Об обязанности УО и ТСЖ заключать договоры с РСО
Новой частью 12 статьи 161 ЖК РФ установлено, что управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 ЖК РФ, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 ЖК РФ.
Об изменении порядка заключения договора управления, внесения в него изменений и его расторжения
В ч.1 ст. 162 ЖК РФ внесено дополнение о порядке заключения договора управления (соответственно, внесения в него изменений): со стороны собственников помещений в многоквартирном доме могут выступать собственники, обладающие более 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
В ч.8.2. ст. 162 ЖК РФ внесено дополнение о праве собственников при принятии на общем собрании решения о расторжении в одностороннем порядке договора управления многоквартирным домом (ввиду невыполнения условий договора управления управляющей организацией) принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления многоквартирным домом.
IV. Роль органов власти в процессе управления многоквартирными домами
Органам местного самоуправления вменена в обязанность организация проведения проверок управляющих организаций.
Согласно новой ч. 1.1 статьи 165 ЖК РФ поводом для проведения проверки управляющей организации органом местного самоуправления является поступившее в ОМС обращение собственников помещений в многоквартирном доме, председателя совета многоквартирного дома, органов управления ТСЖ о невыполнении управляющей организацией обязательств по договору управления. В течение пяти дней после такого обращения ОМС обязан организовать проведение проверки деятельности такой управляющей организации. Порядок проверки устанавливается уполномоченным по вопросам ЖКХ федеральным органом исполнительной власти.
В случае, если по результатам указанной проверки выявлено невыполнение управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом, ОМС не позднее чем через пятнадцать дней со дня соответствующего обращения созывает собрание собственников помещений в данном доме для решения вопросов о расторжении договора с такой управляющей организацией и о выборе новой управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Об обязанности управляющих и обслуживающих организаций, уведомить ГЖИ субъектов РФ о начале осуществления соответствующих видов деятельности
В соответствии с ч.б ст.8 Закона № 123-ФЗ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, предпринимательскую деятельность по оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах на день вступления в силу указанного Федерального закона, в трехмесячный срок после дня вступления в силу указанного Федерального закона обязаны уведомить уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации о начале осуществления соответствующих видов предпринимательской деятельности. Исходя из указания в данном случае на предпринимательскую деятельность данная норма Закона № 123-ФЗ не распространяется на ТСЖ, ЖСК и ЖК.
О новом случае выбора управляющих организаций по конкурсу
Управляющие организации для многоквартирных домов, в которых доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, будут назначаться по конкурсу. Соответствующей нормой дополнена часть 2 ст. 163 ЖК РФ.
C полной версией Федерального закона от 04.06.2011 № 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельны законодательные акты Российской Федерации» и новой редакцией Жилищного кодекса РФ Вы можете ознакомиться на сайте департамента (wwwdegkh.ru) в разделе «Документы».
Выдержки из Федерального закона от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
Статья 20. Государственный жилищный надзор
1. Под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных жилищным законодательством, в том числе по использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности, законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
2. Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
3. К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения федерального закона.
4. Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе требований к созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, порядка предоставления коммунальных услуг, требований к осуществлению оценки соответствия жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.
5. Должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;
2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного жилищного надзора о назначении проверки посещать территории и расположенные на них многоквартирные дома, помещения общего пользования многоквартирных домов, а с согласия собственников жилые помещения в многоквартирных домах и проводить их обследования, а также исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, проверять соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, а по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья председателя правления товарищества и других членов правления товарищества, правомерность принятия собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 162 настоящего Кодекса, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения;
3) выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям;
4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.
6. Органы государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества, о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, и о признании договора управления данным домом недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям или в случаях выявления нарушений порядка создания товарищества собственников жилья, выбора управляющей организации, утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения.
http://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=организация совета многоквартирного дома&source=web&cd=15&ved=0CEMQFjAEOAo&url=http://www.degkh.ru/Pressa%20o%20reforme%20GKH/ref-gkh_sovet-doma.doc&ei=VnXlUJvQMYeh4gT1n4HQDg&usg=AFQjCNGfvj-bbR9i1I0jKRdUdCTMwpykwA